Школьный психолого – педагогический консилиум – один из перспективных методов психопрофилактической работы. Известный педагог Ю.К.Бабанский отмечал, что «для улучшения изучения школьников надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений учителей класса о школьниках и, главное, на коллективной разработке мер индивидуального подхода к ученикам и классу в целом. Такие коллективные обсуждения можно условно назвать педагогическими консилиумами, чтобы подчеркнуть их направленность на анализ причин отставания в учёбе или недостатков поведения. Улучшение изучения школьников позволит глубже решить и такую проблему, как развитие их склонностей, способностей и талантов…».
Таким образом, психолого – педагогический консилиум – это совещание лиц, участвующих в учебно – воспитательной работе, для постановки педагогического заключения, выработке коллективного решения о наиболее соответствующем для данного ученика типе учебной программы и мерах педагогического воздействия на учащихся. Это систематически действующее внутришкольное подразделение с постоянным составом участников, наделённое правом рекомендовать и контролировать.
В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого – педагогической стратегии сопровождения учащихся, ученических групп и параллелей в процессе обучения.
Задачи консилиума:
- Выявление характера и причин отклонений в учении и поведении учащихся.
- Принятие коллективного решения о соответствующих для данного ученика типе класса, учебной программы, особенностях обучения.
- Разработка программы педагогических мер в целях коррекции отклоняющегося развития.
- Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.
Принципы работы психолого – педагогического консилиума:
- Принцип уважения к личности ребёнка и опоры на положительное.
- Принцип максимальной педагогизации диагностики, интеграции психологического и педагогического знания.
- Принцип закрытости информации. Диагноз, или заключение консилиума, не должны публично обсуждаться, чтобы не нанести моральный ущерб личности, например, снижение самооценки ребёнка, разрушение его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Функции консилиума:
- Диагностическая:
- выявление причин и характера отклонений в поведении и учении;
- изучение социальной ситуации развития, положении в коллективе;
- определение потенциальных возможностей и способностей учащегося.
- Реабилитирующая:
- защита интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные учебно – воспитательные или семейные условия;
- выбор оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;
- выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ребёнка как в условиях школьного обучения, так и методами семейного воспитания;
- семейная реабилитация, смысл которой в повышении статуса ребёнка в глазах родителей;
- школьная реабилитация, которая направлена на разрушение отрицательного стереотипа ученика, сложившегося у учителей;
- выработка рекомендаций разным участникам образовательного процесса.
- Воспитательная:
- разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы риска»;
- интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей на ученика;
- обеспечение преемственности педагогических воздействий.